Как определить оставшийся срок службы (остаточный ресурс) аккумуляторной батареи (АКБ)?
Чтобы система бесперебойного питания не подвела в самый неподходящий момент, необходимо, чтобы все аккумуляторные батареи были в рабочем состоянии. Но как их проверить? Как убедиться, что установленные АКБ ещё не исчерпали свой остаточный ресурс? Как правильно оценить их оставшийся срок службы?
Строго говоря, самый правильный ответ вопрос, поставленный в такой форме – «никак». Ни один из приборов и методов не позволяет дать точный прогноз того, сколько еще проработает батарея и в какой именно момент она выйдет из строя. Причем касается это как обслуживаемых батарей (хотя в их отношении диапазон принимаемых мер несколько шире), так и необслуживаемых. При этом по всему миру обслуживаемые батареи используются все меньше, в то время как популярность необслуживаемых АКБ растет практически во всех областях применения.
Методом полного заряда/разряда батареи можно определить остаточную емкость аккумулятора в ампер-часах. Это достоверный метод, но даже он при однократном проведении не даст информации о том, сколько еще проработает батарея. Составить прогноз «времени дожития» можно только в том случае, если измерения проводятся на регулярной основе, их результаты сопоставляются между собой – т. е. оценивается динамика изменений. Однако полный заряд/разряд – процедура весьма продолжительная, и проводить ее регулярно (особенно при значительном количестве батарей) вряд ли возможно.
Однократный краткосрочный тест тем более не дает достоверной информации об остаточном ресурсе. Говорить о точном определении остаточной емкости в этом случае вообще не приходится – слишком разные существуют варианты аккумуляторов, чтобы существовала единая методика определения этого параметра. Можно измерить напряжение, но как сделать выводы на основе этих показаний, если уже частично деградировавший элемент выдает такое же напряжение, что и соседние? Возникает вопрос, можно ли вообще что-либо сказать о текущем состоянии АКБ при помощи быстрых измерений, или остается примириться с тем, что со временем, неизвестно в какой момент батарея выйдет из строя и ее придется менять? А ведь последствия такого события могут оказаться очень тяжелыми. Для ряда объектов: ЦОДов, подстанций, аэропортов, предприятий нефтегазовой отрасли, энергетики, медицинских учреждений и других, работа которых должна быть бесперебойной – подобные аварии просто неприемлемы, их необходимо предотвращать, а не устранять последствия.
Существует несколько базовых стратегий в работе с АКБ:
-
Менять батарею только тогда, когда она выйдет из строя или полностью утратит емкость. Средства на проверку состояния батарей не затрачиваются, однако весь риск неблагоприятных последствий в случае сбоя ложится на владельца объекта или предприятия. Потери от одного сбоя могут многократно превысить всю «экономию» на тестировании батарей.
-
Менять батареи по истечении определенного времени эксплуатации, независимо от их состояния. Средства на проверочные мероприятия также не затрачиваются, однако остается риск сбоя, если батарея утратит рабочие свойства раньше ожидаемого срока. Кроме того, качественные батареи часто могут работать продолжительное время и после того, как заявленный производителем срок службы (гарантийный период) истек. При таком подходе даже исправные батареи будут изыматься из эксплуатации, вызывая неоправданный рост расходов.
-
Проводить регулярное тестирование АКБ, идентифицируя батареи, которые демонстрируют начало деградации. Им заблаговременно заказывается замена, она производится тогда, когда скорость деградации увеличится, но до наступления сбоя дело не доходит.
Наиболее экономически целесообразный подход, используемый сегодня в Европе и США состоит в том, чтобы при помощи тестов, не занимающих много времени и не требующих больших затрат, регулярно (раз в квартал, полгода, год) измерять доступные параметры, документировать результаты, сопоставлять их и отслеживать ситуацию в динамике – каждый блок, каждую батарею. В этом случае по любой из батарей можно заметить момент, когда началась деградация. Пока процесс развивается медленно, за ним можно просто следить, продолжая эксплуатацию, и заменить АКБ тогда, когда свой основной ресурс она выработала, но еще не пришла в полную негодность. Фактически, это скорее организационные меры, чем технические – комплекс мероприятий, нацеленный на максимально полное использование ресурса батарей, при том, что риск аварий и, соответственно, негативных последствий минимизируется.
Как определить оставшийся срок службы АКБ исходя из внутреннего сопротивления?
Деградации подвержены любые батареи. Причины могут быть разными (повышенные температуры, истечение электролита, сульфатация в результате многократных перезарядок, понижение нагрузки и сеточная коррозия – в зависимости от типа и модели АКБ), но в любом случае это отражается на внутреннем сопротивлении элементов батареи. У штатно работающих батарей со временем из-за естественного износа внутреннее сопротивление начинает расти. Когда отклонение от базового уровня превышает 25%, батарею пора заменить (у некоторых батарей пороговый уровень выше – отклонение порядка 50% – но лучше проверить это значение по спецификациям производителя батареи). Существенное отклонение об нормы в меньшую сторону свидетельствует о явной неисправности, такую батарею необходимо заменить независимо от срока ее использования.
Строго говоря, полный импеданс включает в себя внутреннее сопротивление, индуктивную и реактивную составляющую. Однако с технологической точки зрения для оценки АКБ достаточно измерять только активную составляющую – внутреннее сопротивление адекватно отражает рабочее состояние батареи. Это вполне надежный индикатор деградации, к тому же на его измерение требуется всего несколько секунд. Подобные тесты не требуют лабораторной точности, но важно проводить их регулярно и сопоставлять результаты, полученные в разное время. По этому критерию можно быстро определить, годна батарея к дальнейшему использованию или нет. Для подобных измерений могут применяться тестеры Kongter, например, BT-3915, BT-301 или BT-302.
Чтобы измерить внутреннее сопротивление могут используется щупы или зажимы "крокодилы". Прибор проводит измерение напряжения, производит расчет сопротивления и выводит результат на экран.
Поскольку внутреннее сопротивление исчисляется в миллиомах, для измерения используется 4-проводное подключение Кельвина, в отечественной электротехнической литературе более известное под названием двойного измерительного моста Томсона. 4 точки подключения обеспечиваются за счет конструкции щупов: каждый из них имеет двухконтактный наконечник, центральный контакт подпружинен и при надавливании утапливается внутрь. В результате каждый щуп соприкасается с поверхностью двумя контактами, реализуя 4-проводную схему подключения и обеспечивая более точное измерение внутреннего сопротивления батареи.
Затраты времени на измерительные процедуры для всех 100% аккумуляторных батарей на объекте не выходят за рамки разумного, в результате сопоставление полученных в разное время данных позволит определить, в каких батареях деградация только началась, а в каких достигла уровня, когда их необходимо заменить, не дожидаясь фатального сбоя.
Сравнительные возможности тестеров АКБ:
Kongter BT-3915 | Kongter BT-301/Kongter BT-302 |
Fluke серия BT500 (больше не поставляется) |
|
Внешний вид устройства | |||
Функционал прибора | Сопротивление, напряжение и емкость батареи | Измерение внутреннего сопротивления, напряжения , емкости и проводимости аккумуляторной батареи. Kongter BT-302 также: тестирование сопротивления перемычек |
Измерение внутреннего сопротивления и напряжения батареи. |
Наличие в реестре средств измерения РФ | Да | В процессе внесения в госреестр |
Прибор официально не поставляется в РФ. Продление свидетельства СИ невозможно! |
Сертификация | Да, декларация EAC | Да, декларация EAC | Нет |
Поддержка производителя | Гарантия 12 мес, поддержка и ремонт | Гарантия 12 мес, поддержка и ремонт | Нет, ремонт невозможен |
Диапазон сопротивлений | 0,00 – 100 мОм | 0,001 мОм - 100 мОм | 3 – 3000 мОм |
Разрешение Сопротивление: Напряжение: |
0.1мОм 1 мВ |
0,001 мОм 1 мВ |
1 мОм 10 мВ |
Типы проверяемых аккумуляторов | свинцовые кислотные, литий-ионные, никель-кадмиевые и другие | свинцовые кислотные, литий-ионные, никель-кадмиевые и другие | литий-ионные и другие |
Диапазон емкости: | 5 – 6000 А∙ч | До 6000 А∙ч | не указано |
Время анализа аккумулятора | 3 секунды | 2 секунды в режиме без подавления шумов | несколько секунд |
Проверка аккумулятора без отключения аккумулятора | Да | Да | Да |
Последовательный режим | Да | Да | Да |
Функции, программируемые пользователем | Настройка нестандартных типов батарей | Нестандартные типы батарей Настройка сигнализации о низком напряжении Настройка сигнализации о высоком сопротивлении Режим испытаний |
· Измерение пульсирующего напряжения · Режим измерительного прибора и последовательный режим · Пороговые значения и предупреждение |
Питание | Li-ion аккумулятор | Li-ion аккумулятор (4000 мАч) | Li-ion аккумулятор, 7,4 В, |
Защита от перенапряжений | Да | Да. Отключение с автоматическим сбросом Защита от обратной полярности |
Да |
Память | >3000 ячеек | 100 000 записей во внутренней памяти тестера, неограниченное количество при использовании внешнего накопителя USB | До 450 записей в одном профиле |
Передача данных: | Через USB флешку | Через USB с помощью кабеля micro-USB | Через mini-USB |
Программное обеспечение для ПК | Да, в комплекте | Да, в комплекте | Да, в комплекте |
Количество элементов, измерение которых можно выполнить последовательно | 1 ≤ кол-во ячеек ≤ 254 | 1 ≤ кол-во ячеек ≤ 254 | 64 ячейки |
ЖК-дисплей | Сенсорный экран 320 х 240 пикселей | 272 х 480 пикселей, 4,3-дюймовый сенсорный ЖК-экран TFT | 7,7 × 5,6 см (3 × 2,2 дюйма) |
Диапазон напряжений | 0,01 – 16 В | 1-22 В | До 48 В при определении емкости АКБ |
Точность измерений Сопротивление: Напряжение: |
±1% ±6 ед. ±0,2% ±6 ед. |
2% 0,5% |
±1 % + ±6 ед. ±0,1 % + ±6 ед. |
Варианты подключения к тестируемому оборудованию | Зажим типа «крокодил» | Двухсекционный щуп (зонд) Зажим типа «крокодил» Нестандартные кабели по запросу |
Измерительный контакт - зонд |
Терминал подключения проводов | |||
Время работы | Более 5 часов | от 8 до 12 часов | Более 8 часов |
Размеры | 210 мм х 110 мм х 60 мм | 186 мм х 98 мм х 40 мм | 220 мм х 103 мм х 58 мм |
Вес комплекта | 2 кг | Прибор: 0,45 кг В упаковке: 3 кг |
0,85 кг |
Материал корпуса | Высокопрочный пластик | Кислотостойкий ABS-пластик с сантопреновым покрытием | Пластмассовый корпус |
Температура хранения | от- 20 до 50°C | от- 20 до 50°C | от −20 °C до 50 °C |
Рабочая среда | От 0°C до 40°C, относительная влажность 90% | От 0°C до 40°C, относительная влажность 90% | от 0 °C до 40 °C |
Необходимо подчеркнуть: никакой тестер АКБ не дает информацию об остаточной емкости батарей. Определить фактическую емкость можно только при контрольном разряде АКБ, который можно выполнить, например, нагрузочным блоком Kongter K-900. Внутреннее сопротивление напрямую от остаточной емкости не зависит. Однако оно служит надежным критерием, позволяющим отличить батареи, годные к дальнейшему использованию, от тех, которые необходимо заменить. При регулярном тестировании риск сбоя сводится к минимуму, а на объекте обеспечивается бесперебойное функционирование систем, в которых используются АКБ.
Стандарты проверки аккумуляторных батарей
Существует несколько стандартов, регламентирующих процедуры проверки АКБ в зависимости от их типа (IEEE 450 и IEEE 1188 для стационарных свинцово-кислотных батарей, IEEE 1106 для никель-кадмиевых, есть и другие), но в основных положениях они сходятся:
-
При первоначальной установке батарей необходимо произвести испытания на разряд (проверка емкости батарей). Их может выполнять изготовитель на производственной площадке, предоставляя затем заказчику документацию, либо приемочные испытания проводятся на объекте. Чем детальнее предоставит информацию по батареям производитель, тем лучше – с этими данными можно будет сопоставлять результаты измерений, проведенных на различных этапах эксплуатации.
-
В тот же период первоначальной установки проводится тестирование внутреннего сопротивления батарей, чтобы определить их базовые параметры. Данные фиксируются для каждой батареи, в каждом блоке, и хранятся в виде сводных отчетов для будущего сопоставления.
-
Процедуры 1 и 2 необходимо повторять не реже 1 раза в 2 года для большинства систем, охватываемых гарантией – как правило, это одно из условий для продолжения действия гарантии.
-
Для большинства АКБ тестирование внутреннего сопротивления следует проводить не реже, чем раз в квартал. В некоторых случаях, если так предусмотрено производителем, батареи проверяются по годичному циклу, но для большинства моделей и типов проверка имеет квартальный график. На объектах, работа которых особо критична, может быть принят свой внутренний регламент, предусматривающий тестирование чаще, каждые 1-2 месяца.
-
В графике проверок учитывается заявленный производителем полный срок службы батарей: измерения должны проводиться как минимум по истечении каждых 25% срока службы АКБ.
-
Если батарея выработала 85% от ожидаемого срока службы, необходимо не реже раза в год подвергать ее испытанию на остаточную емкость. С такой же периодичностью тест необходимо проводить, если емкость упала ниже 90% от заявленного производителем уровня (или разница в показаниях между предыдущими измерениями составила более 10%).
-
Если проверка внутреннего сопротивления продемонстрировала большое расхождение с предыдущими результатами измерений, рекомендуется провести проверку остаточной емкости. При резком падении внутреннего сопротивления или превышении базового значения более чем на 25% батарею следует заменить.
-
Результаты измерений необходимо сохранять в четком, упорядоченном виде. По отчетам отслеживается состояние каждой батареи, и если на протяжении последних измерений она демонстрирует признаки ускоряющейся деградации, АКБ подлежит замене. Грамотное ведение отчетов позволяет заранее заказать нужные наименования в нужном количестве, чтобы произвести замену вовремя.
См. также: