Рекомендации по проектированию заградительных авиационных шаров/сигнальных шаров-маркеров для дневной маркировки на примере шаров ИМАГ

 

Для кого

-проектировщики воздушных линий (ВЛ) 35 кВ – 1150 кВ

-строительно-монтажные организации, выполняющие строительство/реконструкцию ВЛ

-персонал, занимающийся техническим обслуживанием и эксплуатацией ВЛ 

Введение

Целью данных рекомендаций является помощь в выборе типа и мест установки сигнальных шаров-маркеров (СШМ) для дневной маркировки воздушных линий (ВЛ).

Согласно CTO “Россети” 34.01-2.2-016-2016: “маркировка ВЛ дневная -  обозначение проводов или тросов ВЛ сигнальными шарами-маркерами”. СШМ устанавливаются непосредственно на провода ВЛ для визуального обозначения ЛЭП на участках с повышенным риском столкновения с транспортом: над автомобильными дорогами, в местах речных переходов, в зоне движения воздушных судов и т.п. Рекомендации содержат требования нормативных документов, выполнение которых необходимо не только для обеспечения авиационной безопасности, но и для предотвращения повреждений самой ВЛ.

Выбор и расстановка СШМ

  Существует множество нормативных документов, регламентирующих условия применения СШМ. В таблице ниже сведены общие требования к СШМ:

Тип объекта

U ВЛ, кВ

D провода, мм

Диаметр СШМ, мм

Места размещения СШМ

Расстояние между СШМ, м

Цвет СШМ

Применяемое оборудование

Район аэродрома (1)

35-1150

6,5 – 55

600 или 800*

 

*Согласно п. 6.2.8 (III): "...не менее 60 см."


Согласно п. 6.1.1.6 (I): 200-250 мм и 600-1300 мм.

на грозозащитный трос или верхние провода согласно (II)

30, 35, 40

*Расстояние между двумя следующими друг за другом СШМ или между СШМ и опорой должно выбираться исходя из диаметра СШМ, но не должно превышать:
30 м там, где диаметр СШМ равен или менее 60 см; 35 м там, где диаметр СШМ равен 80 см; 40 м там, где диаметр СШМ равен 130 см."

 *Согласно п. 5.11 (I), а так же п. 6.2.9 (III)

чередование красного (оранжевого) и белого

Согласно п. 6.2.10 (III), а так же п.4.4 и п.5.6 (I)

ШМ-ИМАГ-600-xx-К (диаметр провода xx, красный)
+
ШМ-ИМАГ-600-xx-Б (диаметр провода xx, белый)

Приаэродромная территория  (2)

ВЛ в районах авиационно-химических работ (3)

ВЛ, пересекающие автомобильные дороги
категории IА, IБ, IВ (4)

на нижние провода ВЛ согласно (II)

Большие переходы (5)

(1): Часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации выполнения аэродромных полетов, а также расположенный под ней участок земной или водной поверхности

(2): Прилегающий к аэродрому (вертодрому) участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории. Для каждого аэродрома (вертодрома) устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома

(3): На проводах ВЛ, с высотой подвеса верхнего провода (грозотроса) 45 м и более, расположенных в местах авиационно-химических работ в сельском хозяйстве

(4): Пересечение ВЛ с проекцией автомобильных дорог IА (автомагистраль), IБ (скоростная дорога), IВ (нескоростная дорога)

(5): Пересечения судоходных участков рек, каналов, озер и водохранилищ, на которых устанавливаются опоры высотой 50 м и более, а также пересечение ущелий, оврагов, водных пространств и других препятствий с пролетом пересечения более 700 м независимо от высоты опор ВЛ

Пример выбора СШМ

Предположим, у нас имеется участок ВЛ 360 м, пересекающий автомагистраль. В качестве места установки СШМ выбираем нижний провод. Будем использовать шары диаметром 600 мм красного и белого цветов. Предположим, марка провода: АС 400/51, наружный диаметр которого 27,5 мм. 

Для СШМ диаметром 600 мм, расстояние между соседними шарами, а так же между шаром и опорой должно быть не более 30 метров. Далее расставляем шары с заданным шагом по всей длине требуещей маркировки линии.

В данном примере мы применили следующие СШМ:

ШМ-ИМАГ-600-27,5-К - 6 шт (диаметр СШМ 600 мм, диаметр проводника 27,5 мм, красный)

ШМ-ИМАГ-600-27,5-Б - 5 шт (диаметр СШМ 600 мм, диаметр проводника 27,5 мм, белый)

 

Нормативная база

В этом разделе приведена нормативная документация, регламентирующая дневную маркировку ВЛ, а так же даны некоторые  выдержки из нее.

I. ПАО «Россети», CTO 34.01-2.2-016-2016

3.1. Маркировку на ВЛ необходимо применять при проектировании новых и реконструкции действующих линий электропередачи в габаритах ВЛ напряжением 35 кВ и выше в следующих случаях:  

-на элементах ВЛ, расположенных в районе аэродрома и воздушных трассах, возвышающихся над установленными поверхностями ограничения препятствий, а также объектах, расположенных в зонах движения и маневрирования воздушных судов, наличие которых может нарушить или ухудшить условия безопасности полетов;  

-на пересечениях ВЛ с проекцией автомобильных дорог категории IА, IБ, IВ;  

-на больших переходах;  

-на приаэродромной территории

4.1. Для обозначения проводов ЛЭП в дневное время применяются сигнальные шары-маркеры, монтируемые на провод или грозозащитный трос.

4.2. СШМ должны соответствовать требованиям, изложенным в СТО 34.01-2.2-012-2016 и СТО 34.01-2.2-013-2016

4.3. Маркер должен быть одноцветным: красным, оранжевым или белым 

II. ПАО «ФСК ЕЭС», СТО 56947007-29.240.55.192-2014

8 Провода и грозозащитные тросы

8.13 В зоне полётов малой авиации и при пересечении автодорог для обеспечения безопасности рекомендуется применять маркировку проводов и грозозащитных тросов. Для обозначения высоковольтных проводов в дневное время применяются сигнальные шары-маркеры, монтируемые на грозозащитный трос (в зоне полётов малой авиации) и на нижние провода ВЛ (при пересечении автомобильных и железных дорог).

10 Большие переходы. Светоограждение

10.24 “...При проектировании новых и реконструкции действующих больших переходов рекомендуется применение маркировки проводов и грозозащитных тросов. Для обозначения высоковольтных проводов и 37 грозозащитных тросов в дневное время применяются сигнальные шарымаркеры…” 

III. ИКАО, Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (Том I, Проектирование и эксплуатация аэродромов)

6.2.8. Рекомендация. Маркер, размещаемый на подвесном проводе, кабеле и т, п., должен иметь сферическую форму и диаметр не менее 60 см.

6.2.9. Рекомендация. Интервал между двумя последующими маркерами или между маркером и опорой должен соответствовать диаметру маркера, но этот интервал ни в коем случае не должен превышать: 

30 м там, где диаметр СШМ равен 60 см, 35 м там, где диаметр СШМ равен 80 см, 40 м там, где диаметр СШМ равен 130 см.

6.2.10. Рекомендация, Маркер должен быть одного цвета. Белые, красные или оранжевые маркеры должны устанавливаться таким образом, чтобы они чередовались по цвету. Выбранный цвет окраски должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он будет виден. 

IV. РУКОВОДСТВО ПО ЭЛЕКТРОСВЕТОТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РФ (РУЭСТОП ГА-95) 

7.13. Линии электропередач, представляющие опасность для воздушных судов в дневное время должны оснащаться специальными маркерами имеющими сферическую форму и диаметр не менее 60 см располагаемых с интервалом не менее 30 м и чередоваться по цвету "белый - красный (оранжевый) - белый" и т.д.  

V. Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, «Дневная маркировка и светоограждение препятствий , представляющих угрозу безопасности воздушного движения»

3.3.11. Дневная маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности, быть видна со всех направлений и иметь два резко отличающихся друг от друга маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.

VI. Приказ Росаэронавигации об утверждении правил размещениия маркировочных знаков и устройств от 28 ноября 2007 г. N 119

раздел II. ДНЕВНАЯ МАРКИРОВКА ПРЕПЯТСТВИЙ И ОБЪЕКТОВ, п 2.4: маркировка объектов должна иметь цвета - красный (оранжевый) и белый.

VII. Правила устройства электроустановок. Издание 7

2.5.292. “… опоры ВЛ, расположенные на приаэродромной территории и на местности в пределах воздушных трасс и нарушающие или ухудшающие условия безопасности полетов, а также опоры высотой 100 м и более независимо от места их расположения должны иметь дневную маркировку..”

Поделитесь этой страницей с друзьями и коллегами

 

Последние новости

18.08.2023

Основная задача блока нагрузки постоянного тока - тестирование различных источников электропитания: АКБ, блоков питания, преобразователей напряжения, регуляторов и стабилизаторов напряжения, солнечных батарей, генераторов и других устройств. Нагрузочный блок является, по сути, программируемой (динамической) нагрузкой.

12.04.2023

Когда идёт речь о вопросах безопасности людей предпочтительнее использовать методики измерений, хорошо зарекомендовавшие себя на протяжении десятилетий. Применительно к заземлению таким методом является измерение сопротивления с помощью комбинации амперметра и вольтметра (рекомендуемый ГОСТ Р 50571.16-2007). Иногда такой метод называют «трёхпроводным» (или «трёхзажимным»). Существует и более точная его модификация, именуемая «четырёхпроводным» («четырёхзажимным») методом. Как правило, оба метода могут быть реализованы в одном измерительном приборе.

27.03.2023

Требуется защита кабельных соединений от перегрева? У нас есть решение!  Огнестойкий мат изготовлен из органической керамической силиконовой резиновой композитной ленты и фарфорового неорганического материала, который придает изделиям защитные свойства: проявляет теплопроводность при комнатной температуре и теплоизоляцию при высокой температуре

01.03.2023

Для полного понимания влияния ветра (или принудительной конвекции) на поверхность необходимо понимать основной принцип теплопередачи. Тепловая энергия всегда перемещается из точки с более высокой температурой в точку с более низкой температурой, за исключением случаев, когда другая сила изменяет направление этого движения.

12.02.2023

Одним из важнейших параметров аккумуляторной батареи является объем энергии, который она может запасать/отдавать определенной нагрузке или, другими словами, емкость аккумуляторной батареи. Для проверки реальной емкости аккумуляторных батарей наиболее эффективным является метод разрядки батареи с помощью специального прибора - блока нагрузки. Чтобы оценка состояния АКБ была выполнена верно, очень важно выбрать правильную модель блока нагрузки для вашего конкретного случая. Прочитать подробнее о методе разрядки АКБ вы можете в нашей предыдущей статье. Чтобы помочь вам выбрать правильную модель блока нагрузки, у Kongter есть несколько рекомендаций.

02.02.2023

Компания «СвязьКомплект» начинает прием заказов на поставку трассоискателей известного мирового производителя RIDGID. Трассоискатели RIDGID – незаменимые инструменты при поиске различных подземных коммуникаций (трасс кабелей, трубопроводов), а также при проведении земляных работ. Узнай больше...

25.01.2023

Компания «СвязьКомплект» начинает поставки тепловизоров Guide Sensmart, внесенных в Госреестр СИ. В номенклатуре недорогие портативные модели, тепловизоры для смартфона, а также высокоэффективные профессиональные тепловизионные камеры (до 2000°C).

29.11.2022

Блок нагрузки переменного тока – это часть электрического испытательного оборудования, используемого для имитации электрической нагрузки для тестирования источника электроэнергии без подключения его к нормальной рабочей нагрузке. Во время тестирования блок нагрузки подключается к выходу источника питания, такого как электрогенератор, аккумулятор или фотоэлектрическая система, вместо его обычной нагрузки. Блок нагрузки обеспечивает поддержание параметров нагрузки с характеристиками, аналогичными стандартной рабочей нагрузке тестируемого прибора, в то же время рассеивая выходную мощность, которая в нормальном режиме потребляется нагрузкой.

27.10.2022

Компания «СвязьКомплект» начинает продажи муфт холодной усадки для кабельных линий среднего напряжения 6/10-35 кВ. Муфты производятся под маркой «ИМАГ» и поставляются на замену аналогичной продукции компании 3М.

20.09.2022

Воздушные ЛЭП весьма уязвимы для всевозможных воздействий. Но наиболее распространенным видом аварий на них являются однофазные замыкания на землю (ОЗЗ). Так называют вид повреждения, при котором одна из фаз трехфазной системы замыкается на землю или предмет, электрически связанный с землей. По статистике, на ОЗЗ приходится до 90% всех электрических повреждений ЛЭП.