Установка индикаторов короткого замыкания (ИКЗ) на ВЛ 110кВ МРСК Сибири. Рассмотрение реального кейса.
Кейс «МРСК-Сибири»: установка индикаторов короткого замыкания (ИКЗ) Horstmann на ВЛ 110кВ
В компанию «СвязьКомплект» поступил запрос от компании “Россети - МРСК Сибири” на оснащение в рамках опытной эксплуатации воздушной линии электропередачи (ЛЭП) А - Б (название изменено) 110 кВ индикаторами короткого замыкания. ЛЭП имеет отпайку В - Г. Ранее в статье Выбор места установки индикаторов короткого замыкания (ИКЗ) на ВЛ 110 кВ. Кейс! мы рассматривали факторы, влияющие на выбор мест установки ИКЗ. В этой же статье мы опишем установку индикаторов на воздушной линии конкретного клиента.
В данном случае были использованы индикаторы Horstmann Smart Navigator 2.0 для оснащения линии.
Устройство Horstmann Smart Navigator 2.0 HV обеспечивает непрерывный мониторинг воздушной линии и передает измеренные значения и информацию о неисправности в диспетчерскую. Это позволяет инженерам (или используемым автоматическим алгоритмам) немедленно инициировать переключение и принять решение по восстановлению линии.
Индикатор представляет собой автономный датчик, который использует в качестве источника питания саму воздушную линию. Для подачи питания в периоды низкого тока нагрузки или его отсутствия используется подзаряжаемый литиевый аккумулятор.
В каждой точке мониторинга трехфазной воздушной̆ линии устанавливается комплект из трех ИКЗ, включающий̆ один ИКЗ «мастер» и два ИКЗ «ведомых». ИКЗ легко и надежно закрепляются на фазных проводниках ВЛ на одной линии друг с другом (идеально если «мастер» будет посередине). ИКЗ «мастер» обеспечивает связь всех трех ИКЗ напрямую с системой̆ SCADA по сотовой̆ сети 2G/4G без необходимости установки на мачте какого-либо дополнительного коммуникационного оборудования. Для обеспечения связи в ИКЗ «мастер» предварительно устанавливается SIM карта оператора сотовой связи.
Выбор места установки
Для рассматриваемой линии было использовано только два комплекта индикаторов, поэтому контролируемый участок не должен содержать отпаек. Были рассмотрены два промежутка линии: с 1 по 129 опору и с 130 по 216 опору на линии А - Б. Исходя из опыта эксплуатации, наиболее проблемным участком с точки зрения транспортной доступности является участок с 118 по 178 опору. В этом диапазоне присутствует отпайка, которая находится на опоре 167, поэтому было необходимо сократить контролируемый участок. В результате были выбраны опоры для установки 118 и 167. Факторы, влияющие на выбор места установки, подробно рассмотрены в статье.
Перемещение по местности, в которой установлены ЛЭП, затруднено из-за наличия холмов, крупных оврагов, логов, болот, гор. Зимой проезд на большинстве участков линии возможен на автомобилях высокой проходимости, а на некоторых участках только на гусеничном транспорте. Весной перемещение по местности ограничивает распутица.
В таблице 1 указаны характеристики местности вдоль линии электропередачи.
Таблица 1 - Характеристики местности ВЛ-110 кВ А - Б с отпайкой на ПС Г.
Наименование местности | Номера опор | Общая длина, км |
Лес | №188-189, №197-198. | 0,46 |
Поле | №1-69 | 15,8 |
Крупные овраги | 70-212 | 33,08 |
Населенная местность | 213-216 | 1,29 |
Поэтому установка была произведена в сентябре, когда доступ к опорам ЛЭП был возможен. Как видно из таблицы 1, опоры 118 и 167 находятся в местности с крупными оврагами, поэтому для установки индикаторов был использован транспорт повышенной проходимости.
Установка индикаторов Horstmann возле опоры 167
Как было описано в статье, используя 2 комплекта индикаторов, мы можем контролировать 1 участок сети без отпаек внутри него. Первый комплект устанавливается в начале контролируемого участка линии, второй комплект - в конце. Данная опора находится возле отпайки. Поэтому важно произвести установку индикаторов так, чтобы отпайка была вне контролируемого участка.
Обычно, устанавливать ИКЗ необходимо непосредственно на провод воздушной линии в пролете, 1 - 3 метра от опоры.
На фото слева видно, что отпайка на нижнем проводе находится с той стороны опоры, с которой будет производится установка ИКЗ, поэтому индикаторы необходимо монтировать справа от отпайки, чтобы отпайка была вне контролируемого участка.
Установка индикаторов возле опоры 118
Возле опоры 118 нет отпаек, поэтому установка производилась ближе к опоре.
Установка может быть произведена при помощи изолирующей штанги (при наличии напряжения). А также вручную (если ЛЭП отключена).
Все три индикатора были установлены на фазы. Даже при большой стреле провеса прочная система крепежей препятствует сползанию индикаторов в пролет.
Выводы:
- Клиенту были поставлены ИКЗ Horstmann Smart Navigator 2.0 , которые позволяют локализовать повреждения короткого замыкания. А благодаря передачи данным по GSM оповещения о месте КЗ могут быть переданы по SMS, email или SCADA.
- Помимо передачи данных о КЗ индикаторы передают информацию о токах, напряжениях, температуре проводника и окружающей среды. Это предоставляет дополнительные возможности при анализа состояния линии.
Заполните эту форму и мы дадим попробовать ИКЗ Horstmann на выгодных условиях: