Установка кабельной муфты: как избежать проблем открытого огня
В настоящее время для герметизации соединений на высоковольтных кабельных линиях применяют в основном термопластичные герметики и термоусадочные материалы. Технология требует нагрева, для которого применяют пламя газовой горелки. Однако открытый огонь, газовые баллоны или другое топливо – это источник проблем, решение которых приводит к целому ряду технологических и организационных ограничений. Давайте посмотрим, что в этом плане меняется со временем для предприятия, выполняющего подобные работы.
Самая первая технология герметизации заключается в заливании расплавленного битума в муфту, конструкция которой специально рассчитана на подобную процедуру. Битум нагревают при помощи газовой горелки. В современном виде технология предполагает использование специальной битумной мастики, которая обеспечивает большую эластичность при низких температурах. За рубежом применяют заливку и другими термопластичными материалами, но в России они не прижились, главным образом потому, что не выдерживают нашего климата.
Более современный вариант — термоусадочные муфты, более удобные в использовании, так как не приходится работать с жидким герметиком. Эти муфты изготавливают из материала, который при нагревании становится мягким и деформируется определенным образом. В результате муфта плотно охватывает кабель. После охлаждения муфта уже не возвращается к прежней форме, тем самым обеспечивается герметичность оконцовки или места соединения двух кабелей.
Нагрев термоусадочной муфты теоретически может осуществляться промышленным феном. Но в реальности фен нужен мощный, устройство на аккумуляторах не подойдет, а провести электропитание в зону проведения работ не всегда возможно. Поэтому и для работы с термоусадочными муфтами тоже на практике используются в основном газовые горелки. Применение открытого пламени при монтаже термоусадочной муфты требует от специалиста определенного опыта, поскольку есть опасность, что при слишком сильном нагреве муфта деформируется так, что не обеспечит герметичность, разрушится или расплавится изоляция внутренних слоев кабеля.
В любом случае, работа с газовой горелкой требует от персонала специфических знаний и навыков. Для обучения работе с горелками существуют специальные курсы, на которых обучают всем особенностям использования этого инструмента.
Опасные производства
Газовая горелка — это открытое пламя. При выполнении огневых работ, согласно действующим нормам, должны быть задействованы сотрудники, имеющие специальную подготовку. На каждую смену руководитель структурного подразделения предприятия выписывает наряд-допуск.
При работах на некоторых предприятиях и объектах инфраструктуры применение горелок или вообще запрещено или допускается при временной остановке производственного процесса. Вот что об этом написано в «Правилах противопожарного режима» (ППР), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 г. N1479 (в редакции от 24.10.2022 г.)
П. 348 - запрещает использовать в закрытых помещениях огонь для подогрева битумных составов.
П. 354, пп. «а» - требует перед проведением огневых работ проветрить помещение, в которых возможно скопление паров легковоспламеняющихся газов.
П. 359 запрещает перегружать продукты или производить иные действия, которые могут привести к воспламенению, либо взрыву, при ведении огневых работ. Придется остановить многие технологические процессы во время работы с горелкой, что приводит к убыткам.
Перевозка и эксплуатация баллонов с газом
В Указаниях Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ от 26.07.06 №13/2-121 «О перевозках опасных грузов автомобильным транспортом» дается разъяснение, что при перевозке на автомашине не более 6 баллонов с пропаном объемом 50 л они не являются опасным грузом (для баллонов другого объема производится соответствующий перерасчет). Вряд ли бригада монтажников будет брать с собой большее количество пропана. Тем не менее, даже если количество баллонов не превышает указанного предела, транспортировка такого груза требует определенных мер предосторожности.
На момент написания статьи действовали «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» в редакции от 2020 г. Согласно п. 572 указанного документа, наполнение, транспортирование и хранение газовых баллонов осуществляются в соответствии с требованиями инструкции организации (индивидуального предпринимателя), осуществляющего данную деятельность. Сотрудники, работающие с газовыми баллонами, должны пройти инструктаж и получить разрешение для самостоятельной работы согласно порядку, установленному в организации.
Согласно Приказу Минтруда РФ от 20.10.2021 г., N 772H, основой для разработки инструкции являются, среди прочего, документация на оборудование, а также сложившаяся практика охраны труда.
Производители газовых баллонов обычно указывают в инструкции, что погрузочно-разгрузочные работы должны выполнять обязательно два человека. Даже если речь идет о баллонах объемом 27 л, которые весят около 26 кг и, соответственно, могут подниматься взрослым мужчиной в дополнение к другой выполняемой работе.
Кроме этого, в инструкцию организации обычно вписывают требование, запрещающее оставлять транспортное средство перевозящее газовые баллоны без присмотра. Т.е. если нет штатного водителя, в составе бригады должен быть плюс еще один человек.
Также во внутренние инструкции часто добавляют такое «написанное кровью» правило, как запрет на перевозку газового баллона в салоне автомобиля. Это исключает возможность использования в том числе и пассажирских микроавтобусов, если у них нет багажника, отделенного от салона. Перевозить газовые баллоны следует в грузовом автомобиле, где кабина отделена от грузового отсека.
Как следует из перечисленного, «регуляторная гильотина» и общая забота государства об уменьшении административного давления на бизнес сделали теперь необязательными многие положения, касающиеся транспортировки газовых баллонов. Тем не менее, во внутренние правила предприятия работодатель вписывает проверенные временем требования, касающиеся безопасности работы с газовыми баллонами. Помимо заботы о сотрудниках, такая предусмотрительность защищает работодателя от возможных судебных исков. В случае чрезвычайного происшествия виновным будет именно сотрудник, ознакомленный под роспись с правилами техники безопасности.
Монтаж в большом городе
Согласно п. 576 «Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», расстояние от баллона с газом от открытого огня должно составлять не менее 5 м. Как правило, горелки для термоусадочных материалов комплектуют как раз шлангами такой длины. П. 575 тех же правил запрещает устанавливать баллоны в местах, где ходят люди, происходит перемещение грузов, а также проезд транспортных средств.
В итоге для монтажа муфты с применением открытого огня придется выделять площадку, имеющую ширину не менее 5 м. В условиях современного густонаселенного мегаполиса такой подход приведет к необходимости останавливать движение транспорта, направлять потоки людей по неудобному пути, возможно, даже прекращать на время работу предприятий торговли и услуг.
Применение муфт холодной усадки
Итак, мы выяснили, что применение газовых горелок для монтажа кабельных муфт и окончаний по-прежнему есть источник проблем. Эффективный способ обойти указанные ограничения — это применение технологии холодной усадки и муфт на её основе. Для герметизации таких муфт не применяются жидкие герметики, муфта платно охватывает кабель, чем обеспечивается герметичность. Выпускаются муфты для соединения и оконцовки силовых кабелей. Максимальное напряжение зависит от конкретной модели и может достигать 110 кВ.
Муфты холодной усадки (МХУ) поставляются в растянутом виде, надетыми на спиральный каркас. При монтаже кабель продевают через этот каркас и удаляют его. После чего материал муфты сжимается и плотно охватывает кабель. Свойство муфты охватывать и сжимать кабель сохраняется многие годы. Более подробно, как все это происходит, можно посмотреть на этих видео:
Насколько выгодно использовать муфты холодной усадки?
Стоимость МХУ все еще превышает стоимость муфт, устанавливаемых «горячим» способом. Однако стоимость муфты составляет всего лишь часть бюджета. Давайте посмотрим велика ли она?
1. МХУ не требуют использования горелки.
2. Нет специальных требований к автотранспорту, что позволяет более эффективно использовать принадлежащие организации автомобили.
3. Не нужно тратить средства на перезаправку газовых баллонов и их транспортировку на заправочную станцию.
4. Сотрудники, занятые в монтаже, должны иметь допуск к соответствующим электротехническим работам и не обязаны уметь обращаться с газовыми баллонами.
5. Не нужно вводить в штат бригады дополнительного сотрудника для погрузки баллонов и присмотра за машиной.
6. Срок службы муфт холодной усадки значительно превышает срок службы термоусаживаемых муфт
7. МХУ обеспечивает стабильность электрических характеристик за счет равномерной толщины изоляции
8. Элластичное силиконовое тело муфты расширяется и сжимается под действием температуры окружающей среды вместе с кабелем, сохраняя герметичное уплотнение (постоянное радиальное давление)
Из перечисленного особенно актуальна возможность уменьшить количество сотрудников в бригаде и снизить требования к квалификации специалистов. Разовые затраты при закупке МХУ очевидно окупятся снижением затрат по другим статьям. Кроме этого, у исполнителя появляется возможность выполнить ремонтные или монтажные работы в более сложных условиях или без ограничений для внешних условий.
Остались вопросы: